Как написать бизнес-план?

0
2257

 

Многие неопытные бизнесмены на первых порах своей деятельности задаются вопросом «Как написать бизнес-план?». Перед тем, как садиться за стол с бумагой и ручкой, необходимо понять, какие цели перед собой будет ставить компания.

Рассматривая первый вопрос бизнес-плана предприятия, необходимо учитывать три немаловажных фактора:

  • определение первоначального местоположения (пусть это будет пункт «А»);
  • обозначение конечной цели (соответственно, пункт «Б»);
  • составление плана пути из пункта «А» в «Б».


Далее следует определить, для кого мы пишем бизнес-план. От конечного адресата зависит детальность и аргументация проекта. Кем может быть ваш читатель? В большинстве случаев им станет потенциальный инвестор вашей фирмы. Также им может быть кредитор или государственный орган, занимающийся субсидированием частных фирм. Здесь необходима четкая база доказательств и убеждение в эффективности вложений. Было бы неплохо ознакомиться с примерами бизнес-планов других предприятий. Информация станет актуальной и для тех, кто собирается предоставить деньги в долг.

Не стоит бояться немного приукрашивать информацию для получения денежных средств. Однако необходима четкая логичная и последовательная линия в вашем бизнес-плане. Не лишними окажутся дополнительные факты, которые имеют конкретный характер. Не нужно опасаться вставлять пояснения в особенности плана, где инвестор может не разбираться.

         
Пошаговая инструкция по написанию бизнес-плана:


Труд над всяким бизнес-планом стартует исследованием текущей ситуации. Для начала необходимо детально изучить и проанализировать все имеющиеся данные, затем систематизировать факты.
Сегодня начинающие предприниматели часто используют так называемый SWOT-анализ. Система популярна благодаря своей четкости, несложности и безошибочности. Используется она для определения плюсов и минусов предприятия и факторов, которые будут влиять на него. Главной особенностью SWOT-анализа является его возможность демонстрировать реальную картину происходящего.

Необходимо с ответственностью подходить к любому из факторов. Нельзя преувеличивать положительные стороны и преуменьшать отрицательные. Впоследствии это может обернуться неудачей и претензиями со стороны инвесторов. В основном, отрицательные факторы приходят из внешней среды. Талант предпринимателя заключается в том, чтобы их вычленить из остальных и использовать на благо своей деятельности, что впоследствии принесет прибыль.

После окончания SWOT-анализа необходимо приниматься за рассмотрение отдельных областей бизнес-плана. Не забываем уделять внимание трудовым, денежным и интеллектуальным ресурсам.

На титульном листе пишем вид деятельности, название и местоположение организации, юр.адрес. Далее приступаем к составлению резюме. Это своеобразная выжимка из остальных глав плана. Необходимо, чтобы здесь инвестор получил ответ на два вопроса:

  1. Какую выгоду получит финансовый партнер от вложения именно в ваш проект?;
  2. Каковы риски вложения?


Далее следует раздел «Цели», в котором указываем саму цель, задачи, вероятные трудности, сроки выполнения и, конечно же, аргументацию для инвестора, чтобы последний уверился в успехе дела. Для наглядности можно изобразить схематично результаты SWOT-анализа.

Анализ рынка:

В этом пункте необходимо указать настоящую ситуацию на рынке. Информация обязана быть самой что ни на есть актуальной. Для наглядности при помощи таблиц можно рассмотреть сильные и слабые стороны возможных конкурентов. Не забываем указывать о выигрышных путях соперничества с бизнес-оппонентами.

Ваши возможности:


Следующим пунктом программы является оценка ваших возможностей. Здесь описываем данные о компании — организационная форма, налогообложение и другие данные. Затем переходим непосредственно к товарам или услугам, которыми намереваетесь заниматься. Не бойтесь визуализировать план. Фотографии товаров только сильнее убедят инвесторов вкладывать в ваше дело. Если возможно, можно предоставить образцы продукции.

 

 

Кто ваш потребитель?

 

Грамотный бизнес-план не обойдётся без этого вопроса. Однако для начала необходимо определить сильные и слабые стороны вашего товара. Не бойтесь сравнить его с аналогами. Ведь без этого вы не сможете оценить конкурентоспособность продукции на рынке. Из вышесказанного можно сделать вывод, станет ли товар популярен среди потребителей. После этого вы легко определите класс своих покупателей.

Маркетинг-план:

 

Перед переходом к следующему пункту необходимо определиться с процессом поставок. Розница или опт — вот в чём вопрос. После этого спокойно приступаем к плану в маркетинге. Тут сосредотачиваемся на способах продвижения услуг и товаров на выбранном рынке. Это может быть реклама, стимуляция сбыта, мерчандайзинг, скидки, акции и иные способы. Не стесняйтесь предлагать несколько вариантов. Почему бы не придумать план работы с физическими и юридическими лицами в отдельности?

Не лишним будет прогноз продаж на определенный период. Здесь основной задачей станет отсутствие завышенных данных. Цифры должны выглядеть реалистично и обоснованно. Продвинутые бизнесмены также составляют пессимистичный сценарий продаж.

Организационный и финансовый план:

 

В этом месте указываем действия, которые связаны с организацией работы. Важно разбить их на последовательные шаги, от пункта к пункту. Не забываем о наглядных таблицах.

Затем переходим к составлению детальной сметы. Говоря проще, указываем все возможные затраты. Не забываем, расходы бывают единовременными и периодическими (переменные и постоянные)! Когда разобрались с этим вопросом, приступаем к поиску точки безубыточности, которая продемонстрирует объем сбыта, при котором затраты сравняются с доходами.

Анализируем риски:


Упрощаем процесс и составляем таблицу с графами «вероятные риски», «возможность их наступления», «способы устранения» и «возможные убытки». Также не стоит пренебрегать пунктом «страхование рисков». Соответственно, если он присутствует, вносим необходимую сумму в финансовый план. Для чего делать это?

Вкладываясь в дело, любой инвестор не хочет потерь. Ему необходима как минимум компенсация убытков. При страховании рисков вы максимально их сокращаете.

Что указывать в приложении к бизнес-плану?

 

Конечной главой бизнес-плана традиционно является приложение. В нём мы используем различные графики, схемы, таблицы. Не забываем о договорах с поставщиками, лицензиях и сертификатах на товары и услуги.

Наиболее распространенные ошибки:

 

  • Неучитывание сезонной работы. Эта промашка ведёт к нулю все проведенные расчеты в бизнес-плане. Если ваше предприятие работает по сезонам, то это обязательно необходимо учитывать;
  • Завышение объемов сбыта. Такая ошибка впоследствии приводит к простою оборудования и претензиям со стороны инвесторов;
  • Излишние ожидания от дополнительного финансирования. Здесь необходима четкость. Либо она есть, либо ее нет.

Автор: admin

Поделиться ссылкой:

 

 

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Комментарии